Обратная связь с нашей компанией
Если у Вас есть вопросы или Вы хотите заказать тур по Японии, свяжитесь с нами!
Категория отеля
Город вылета
Блог для тех, кто влюблён в Японию

Загадка японского сада

Искусство Японии

Японский сад – наука для терпеливых, возвышенных и отрешенных от мирской суеты. Искусству японских садов посвящены трактаты, но без глубоких знаний каллиграфии, творчества Басё, а также тонкого восприятия жизни во всей ее мимолетности и вечности японский садик не создашь, будь он даже из одного камня и веточек бамбука.
Постараемся передать идею японского сада в коротком рассказе:
«Однажды мастер чая Сэн-но Рикю снова и снова заставлял своего сына убирать сад.

Наконец тот воскликнул:
- Хватит! Нечего тут больше делать! Ступени я вымыл три раза, каменные башенки и деревья спрыснул водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни листочка!
- Ну-ну, - мирно отозвался мастер, - разве так подметают дорожку?
С этими словами Сэн-но Рикю спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья…»

Главные герои японского сада, его инь и янь, кровь и плоть – это вода и камень.
Созерцая японский сад, не допускайте обывательской мысли, будто это все сотворила природа. Тысячи старательных, утонченных японских садовников веками поддерживают сады в том виде, в каком их создали просветленные мастера древности. Они пропалывают веточки на одной ветке сосны, а другую ветвь, разросшуюся и старую, подпирают со всех сторон и не трогают ни одной иголочки. Мастер творит сад, словно художник картину. Только вместо бумаги - засыпанная галькой площадка или озерная гладь, а вместо взмахов туши — камни, мхи, пагоды, листва деревьев... Его занимают не мирские проблемы, а то, как славно оттеняют светлые камни темный лист папоротника.

К счастью, древние трактаты по созданию японского сада, сохранились до сих пор. Их указания бесценны и поэтичны.

«Чтобы соорудить водопад, - говорится в одной древнейшей книге, - надо прежде всего выбрать камень, с которого будет падать вода. Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а фоном - настоящие большие деревья. Если ваш водопад - трех или четырех футов высоты, не вздумайте взять искусственно обработанный камень с гладкой верхушкой, но употребите такой, который веками палило солнце, поливали дожди и обдували ветра».

Что и говорить, совет на все времена!


Главные герои японского сада, его инь и янь, кровь и плоть – это вода и камень. Сутэ-иси — искусство расстановки камней считалось главным в работе художника сада. В древнем манускрипте говорится: «Среди различных типов камней есть такие, которые имеют тенденцию убегать, и другие, которые преследуют; одни прислоняются, другие поддерживают; смотрят вверх и смотрят вниз; одни лежат, другие стоят». Поди их разбери, скажет европеец! Но душа японца приходит в трепет при виде камня. Считается, что в камнях живет частичка божественного (как впрочем, и во всем остальном). С камнями у японцев связаны столь же ошеломляющие мифы, как божественная природа императора.

Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада. По форме их делили на пять разновидностей: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий и изогнутый. Из них составляли основную и второстепенные группы. Определял композицию выбранный главный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду (по аналогии с триадой божеств в буддийском храме). В руководствах рекомендуется отобранные для сада камни тщательно рассматривать, отыскивая в каждом его «позу», «лицо», динамическую тенденцию формы. Иными словами, задача художника состоит в том, чтобы почувствовать пластические возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно.

Выбирая светильники для своего сада, следует придать им почтительный налет древности. Здесь не место гладким пластмассовым вещицам. Ваше счастье, конечно, если вам удалось вещь, которая своей многовековой биографией заслуживает быть в японском саду.

Основная загадка японского сада – 15 камней, расположенных так, что один всегда будет ускользать от взгляда. Ведь кто-то должен напоминать, что есть на свете что-то еще, неведомое и невидимое, неуловимое, как звук хлопка одной ладони.

ЕЩЁ СТАТЬИ БЛОГА
Вам понравится