Обратная связь с нашей компанией
Если у Вас есть вопросы или Вы хотите заказать тур по Японии, свяжитесь с нами!
Категория отеля
Город вылета
Блог для тех, кто влюблён в Японию

Меч самурая: инструкция по изготовлению
(по применению – в следующий раз)

Искусство Японии

Чтобы создать меч самурая, мало быть мастером ковки. Надо быть мастером жизни.

Как-то раз сидел на кладбище монах, погруженный в глубокую медитацию. Откуда ни возьмись появился самурай. Самураи были людьми вспыльчивыми, и то ли от неожиданности, то ли от того, что монах его не поприветствовал, самурай выхватил меч и отсек бедняге голову.

Монахи, напротив, были людьми умиротворенными, а после хорошенькой медитации так и вовсе растворялись во вселенской гармонии. Поэтому обезглавленный монах просто встал и пошел по своим делам. Он подметал дорожки, проводил чайные церемонии и не замечал недоразумения, пока самурай, мучимый угрызениями совести, не подошел к нему и во всем не признался. Монах ему не поверил, и тогда самурай сказал:

-А ты кивни!..

Такая история могла произойти только при одном условии: если меч самурая был действительно настоящим. За такой меч, «разящий ударами из сумасшедшего сердца», самурай не жалел ничего: мог продать даже дом.

В свою очередь, у настоящего мастера на ковку одного меча уходили годы.

К созданию меча мастер подходил как к религиозной церемонии: надевал особую синтоистскую одежду и специальную лакированную шапочку, а через кузницу протягивал соломенную веревку, к которой прикреплялись бумажные полоски, призванные отгонять злых духов и призывать духов добрых.

Большой кусок стали мастер расковывал на множество пластин, тонких, как фольга, складывал в один блок, нагревал, сковывал вместе, расковывал на много пластин, складывал, нагревал, сковывал, расковывал, сковывал, расковывал - и так несколько лет! Гил Бертсон, один из первых исследователей истории японского меча, подсчитал, что «в подобном процессе, многократно повторенном, с промежуточными помещениями материала в воду и масло определенной температуры, создается пластина, состоящая из 4 194 304 слоев металла».

Сами понимаете, что такую работу мог выдержать только человек, воплощающий собой заветы дзен: спокойный, медитирующий, никуда не спешащий, которого хоть и тревожит вечное в текущем, но в меру. Дзен обозначает познание себя. А поскольку познание себя означает познание всего, то это касалось и формы предмета, и духа материала.

В таком случае, это даже нельзя назвать работой - это священнодействие, не меньше!


Изготовление меча - это священнодействие!

А что происходило с металлом тем временем? Год за годом такой сковки-расковки структура его утончалась, становилась более зернистой. Самую мелкозернистую пластину отправляли в середину, а по мере возрастания зернистости располагали наружные пластины. Такая конструкция не позволяла мечу затупиться, так как центральная мелкозернистая часть была гораздо тверже, чем наружные пластины. По мере «эксплуатации» внешняя часть сходила с меча быстрее, так что он веками оставался острым — таким, каким его сделал мастер. Меч точился мастером один раз. В идеале процесс заточки занимал не меньше года. Лезвие меча шлифовалось чуть ли не до размера атома, а толщина внешних пластин не превышала размер молекулы.

Подробных описаний конкретных методов и технологий древних мастеров не существует. Каждый кузнец ревниво оберегал секреты своего искусства. Особенно это касалось процесса закаливания, который считался, да и поныне считается, самым главным в создании первоклассного меча. Но мы постарались и нашли для вас выдержки из инструкций по созданию меча, «разящего ударами из сумасшедшего сердца»:



«Сталь перед последней ковкой следует нагревать до того момента, пока она не примет цвет летней луны, собирающейся отправиться в свое путешествие по небу. Когда последняя ковка закончена, помести меч в воду той температуры, которую она имеет во втором и восьмом месяце»...

Поскольку в те времена не существовало приборов, чтобы можно было измерить твердость либо температуру стали, о них говорили, сравнивая их с естественными феноменами.

Можете себе представить, как почетно быть обладателем такого меча! Это словно заранее делает тебя победителем.

А вот лишиться такого меча означало «потерять лицо», запятнать честь своего рода. Поэтому самураи не расставались с ним даже ночью, его ставили по правую сторону от лежанки или клали под соломенную подушку, тренируя себя при любом непонятном звуке мгновенно хвататься за меч. Не случайно среди ниндзя считалось особым мастерством выкрасть меч из-под головы спящего самурая.


Японцев можно назвать профессионалами любования. Будь то безмолвные камни, красные клены, нежная сакура или чаинки, плавающие в прозрачной посуде… Этот процесс не обошел стороной и мечи. Профессионалы своего дела, японцы оставили несколько советов о том, как правильно выражать восхищение самурайскими мечами, тщательно расписав жесты и реплики всех участников этой церемонии. Мечи доставали из ножен постепенно и никогда не обнажали полностью. К лезвию прикасались лишь через тонкую прозрачную ткань, наклоняя его к свету под различными углами.


Надеемся, вам пригодится эта инструкция по любованию самурайскими мечами. А инструкцию по применению читайте в следующих постах;)

ЕЩЁ СТАТЬИ БЛОГА
Вам понравится